Меня иногда спрашивают, «Почему я так негативно отношусь к алкоголю?», и я хочу поделиться не своими изречениями на эту тему, но своими мыслями через эти изречения. Контекстом данных высказываний является пьянство и отсутствие меры в чём либо, но пусть это не обесценивает и не снимает ответственности с того, кто рад затмить свой разум и избавиться от этических норм не напиваясь до беспамятства.
… Пьянство и разжигает, и обнажает порок, уничтожая стыд, не допускающий нас до дурных дел. Ведь большинство людей только стыд, а не добрая воля удерживает от запретного. Где душой овладевает слишком сильный хмель, всё скрытое зло выходит наружу. Пьянство не создаёт пороков, а только выставляет их напоказ: похотливый даже не ждёт ухода в спальню, а тут же, не откладывая, позволяет себе все, чего хочется его сладостратью; бесстыдный при всех сознаётся в своей болезни, наглый даёт волю и рукам и языку. У спесивого растёт чванство, у жестокого свирепость, у завистливого – злость; всякий порок выходит наружу. …
Тут можно было бы сказать в защиту пьянства, что оно показывает человека таким, каков он есть, но это заблуждение, так как нельзя рассматривать человека раздельно, как нельзя отделить одну ногу, а потом утверждать, что человек не умеет бегать. Те пороки, которые есть в каждом, если находятся под контролем, напротив своим не проявлением, делают человеку честь и знать о них не обязательно и даже пагубно для общества, если они находятся в узде и никогда не смогут проявиться, а иначе мы бы были обществом убийц, насильников и извращенцев – будем же смотреть правде в лицо. Воспитание и этика - наши меч и щит.
… С пристрастием к вину неразлучна свирепость, потому что, хмель вредит здравому уму и ожесточает его. Как от долгой болезни люди становятся плаксивыми, раздражительными, так что малейшая обида приводит их в бешенство, так от непрестанного пьянства становится свирепой душа. Когда она часто не в себе, то пороки, укреплённые привычным безумием, возникнув во хмелю, и без него не теряют силы. …
Из этого отрывка я делаю вывод, что нет пути назад ставших на него, а лишь надежда остановиться там где ты уже есть явив свою волю. Очень грустный вывод, подобный для меня утверждению «Предавший один раз предаст вновь».
Опьянение – не что иное, как добровольное безумие - пишет Луций Анней Сенека, а от себя могу добавить, что и путь к осознанному безумию, это уже безумие, а ведь всё начинается с малого.
Я не желаю иметь дела с безумцами.
Использованы отрывки из произведения автора Луций Анней Сенека. Нравственные письма Луцилию. № 83, стр 163-164.