Мысли на полях №3 Марк Аврелий Антонин «К себе самому» Книга вторая. Изречение 2. «Все, что я собой представляю, есть только плоть, дыхание и руководящее начало». Руководящее начало в данном контексте это разум в нашем понимании и именно на нём автор делает акцент в высказывании. Изначально он ставит условие, что «ты стар», что само по себе наводит на мысль, о том что путь уже пройден и, несмотря на это, продолжает «Не позволяй же этому руководящему началу ни находиться в рабстве, ни разрываться от влечений, не содействующих единению с людьми, ни роптать на судьбу и свое положение в настоящем, ни удаляться мыслью в будущее». Противоречивое впечатление. Это так не свойственно или, наверно, даже скорее свойственно человеку прожившему свой век, так сказать, набравшемуся опыта, начать говорить с вершины своей мудрости о том как следует поступать. Почему я делаю акцент именно на таком человеке – «ты стар» было написано и говорить о человеке «в общем представлении» явно было бы не логично. Но! Почему противоречивое впечатление? Если исходить из утверждения, что все мы части одного вселенского разума и придя из него, туда же и возвращаемся (об этом ещё будет упоминаться в будущем)не логично ли предположить, что мы придя в этот мир уже очень стары, так как вселенной намного больше лет, чем мы можем себе представить? Возможно, он говорил об этом? Если так, то, уже начав мыслить, следует поступать так, как писано? «Разум в рабстве» – я бы сказал добровольном рабстве. «Разрываться от страстей», но с уточнением, «не содействующих единению с людьми» - не с природой, а именно с людьми. «Ни роптать на судьбу и свое положение в настоящем» - та черта, которая так близка христианству и, возможно, та основная концепция, которая и позволяла быть так благоприятно воспринимаемой руководящей прослойкой – смиритесь, иначе говоря. Эх. «Ни удаляться мыслью в будущее» - Сложно понять, что хотел сказать автор, но наверно речь идёт о грёзах.